Медикаментозный дерматит

Медикаментозный дерматит — это воспалительные изменения кожи, возникающие при наружном, внутреннем или парентеральном применении того или иного медикамента. Такой дерматит чаще всего обусловлен аллергической реакцией на лекарственный препарат. Проявляется возникновением участков гиперемии, отечности, шелушения; зудом, жжением и мокнутием пораженных участков кожи. Поставить диагноз медикаментозного дерматита позволяет четко прослеживаемая зависимость возникновения симптомов дерматита при приеме определенного препарата и их исчезновение при его отмене. Лечение сводится к отмене препарата, вызвавшего явления медикаментозного дерматита, и ускорении его выведения из организма.

  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение

Медикаментозный дерматит

В современной дерматологии медикаментозный дерматит также называют лекарственным дерматитом. Чаще он возникает при накожном нанесении каких-либо фармакологических средств, однако возможно развитие проявлений и при системном введении. Встречается у лиц любого возраста и пола, как правило, имеющих аллергическую предрасположенность. Лекарственный дерматит может возникать как после однократного применения медикаментозного препарата, так и на фоне его длительного приема. После прекращения контакта с лекарственным веществом проявления дерматита исчезают.

Причины

Лекарственный дерматит может быть вызван наружным применением медикаментов, например, настойкой йода, ртутными мазями, препаратами серы, скипидаром и др. Из лекарственных препаратов, применяемых внутрь и парентерально, наиболее часто медикаментозный дерматит возникает при использовании в лечении новокаина, сульфаниламидов, амидопирина, антибиотиков, аминазина, препаратов мышьяка и барбитуратов.

Предрасполагающим фактором в возникновении медикаментозного дерматита служит сенсибилизация организма к различным лекарствам. Она может развиваться в результате длительного и частого применения лекарственных средств или постоянного контакта с медикаментами (у фармацевтов, провизоров и медицинских работников). Риск развития дерматита в связи с приемом медикаментов повышен у лиц в наследственной предрасположенностью, пищевой аллергией, аллергическими заболеваниями (бронхиальная астма, атопический дерматит, поллиноз), грибковыми заболеваниями.

Симптомы медикаментозного дерматита

При развитии медикаментозного дерматита на коже возникают участки покраснения, отечности или шелушения, возможно появление пузырьков, узелков, мокнутие. Высыпания могут сопровождаться чувством дискомфорта в пораженных участках кожи, зудом или жжением. При наружном применении медикаментов медикаментозный дерматит развивается по типу контактного дерматита, т. е. только на тех участках кожи, где наносился лекарственный препарат.

При приеме медикаментов внутрь или их внутримышечном введении может наблюдаться так называемый фиксированный медикаментозный дерматит, когда после нового применения препарата изменения возникают на тех же участках кожи, что и прежде. Однако при каждом рецидиве дерматита очаги поражения кожи становятся более обширными и появляются новые участки поражения. Наиболее тяжело протекает дерматит, вызванный внутривенным введением препарата. В этих случаях поражение кожи носит более распространенный характер, воспалительная реакция более выражена, нарушается общее состояние пациента.

Диагностика

Характерная клиническая картина дерматита и его связь с применением определенного лекарственного препарата позволяют врачу-дерматологу предположить диагноз медикаментозного дерматита уже на первой консультации. Дифференцируют такой дерматит прежде всего от других видов дерматита и от экземы.

Лечение медикаментозного дерматита

Основу лечения составляет срочная отмена вызвавшего его препарата. Для более быстрого выведения лекарственного препарата из организма назначают обильное питье, мочегонные и слабительные препараты. Для снятия признаков воспаления внутривенно водят 10% хлористый кальций.

Пациенту следует четко помнить какой именно лекарственный препарат стал причиной появления дерматита и обязательно предупреждать об этом врача. В противном случае, при повторном назначении и применении препарата, симптомы дерматита возникнут вновь.